::::
PunkSide ::::
Главная
Новости
Концерты
Отчёты
Панк-рок
Музыка
Статьи
Ссылки
:::: Разное ::::
Даунлоад
:::: Общение ::::
Форум
Гостевая
:::: Контакты
:::: Об
авторе Написать
мне |
:::: Статьи ::::
Панк-рок в России больше
чем панк-рок.
|
Дима Модель - активист и
организатор большинства
леворадикальных акций конца 90-х.
Это он залезал на мавзолей с
плакатом "Против всех" и был
одним из главных инициаторов
первого российского street-party. Далее
было бы бессмысленно перечислять
те проекты, в которых участвовал
Дима, достаточно сказать, что он
имеет прямое отношение к группам
ДвУРАК и зАиБИ и по сей день носит
титул "исполняющего обязанности
команданте краеведческого
движения". Но для нас он
представляет интерес по другим
причинам. Модель был активным
участником панк-группы "Лисичкин
Хлеб", образовавшейся в начале 90-х
и выступавшей вплоть до 2000 года.
Его статья "Панк-рок в России
больше чем панк-рок", недавно
опубликованная в книге "Против
всех П", наделала много шума и
вызвала шквал нареканий. Споры
вокруг нее идут и по сей день.
Теперь и у посетителей сайта punx.ru
появилась возможность
ознакомиться с этой
провокационной и неоднозначной
статьей.
Первые рок-группы появились в
нашей стране еще в самом начале
семидесятых, а слегка
политизированные или "социальные"
тексты зазвучали несколько позже.
Сначала протест рок-культуры
выражался в "буржуазной"
музыке и внешнем виде музыкантов.
Этот период подробно описан в
книге А.Троицкого "Рок в СССР".
С начала восьмидесятых начинают
выходить малотиражные самиздат-журналы
и получает распространение
практика домашних сейшенов (квартирников).
Расцвет вся эта рок-культура
пережила в конце восьмидесятых. В
это время монополист "Мелодия"
начинает выпускать альбомы групп,
а группы оказываются на большой
сцене.
Все
кому не лень переписывают друг у
друга записи Аквариума, Кино, ДДТ,
Наутилуса и Алисы, интервью и
положительные статьи о них
появляются в газетах, в киосках
продаются фотографии.
Все это относится только к
восьмидесятым. В начале девяностых
вышеназванные группы окончательно
переходят из области неформальной
культуры в область шоу-бизнеса.
Протестная энергия
трансформируется у этих групп в
фирменный стиль, поэтому настоящие,
истинные неформалы перестают
следить за их творчеством. Но все
это никому не интересная хуйня,
хоть и необходимое предисловие.
Подпольных групп в традиционном
смысле слова в девяностых не было.
Можно было петь о чем угодно и
вести себя на сцене как угодно. Тем
более, что про Sex Pistols многие уже
были наслышаны. Ветеранами панк-сцены
у нас считаются питерские
Автоматические удовлетворители,
московский Футбол и таллинские
Y.M.K.E., но это герои восьмидесятых.
Вслед за ними панк начали играть
многие другие, и основной группой,
которая сформировала
мировоззрение и стиль музыки
девяноста процентов отечественных
панк-рокеров, стала Гражданская
оборона.
Ее
создатель Егор Летов на своей
домашней студии ГР.ОБ.-рекордз
записал огромное количество как
своих альбомов, так и альбомов
своих друзей. Перестройка
докатилась до Омска не сразу,
поэтому Летова в конце
восьмидесятых сильно прессовал
КГБ. Известна история, когда он был
объявлен в уголовный розыск и,
чтобы избежать тюрьмы, отправился
в годовой автостоп по стране
вместе с Янкой (Дягилевой) - хотя,
возможно, это просто легенда. Все
творчество Летова носит отпечаток
некоторого диссидентства, но
политической его деятельность
назвать никак нельзя.
Вообще, очень важно понимать такую
вещь, что на Западе, откуда пришла
рок-музыка, тексты групп всегда
были достаточно просты и
однозначны - либо любовь/смерть
героя, либо что-то примитивное о
политике, т.н. "песни протеста".
У наших же групп тексты
традиционно имели
мировоззренческую направленность,
а переживания героя - небывалую
глубину (см., например, тексты того
же Лисичкина Хлеба). Именно поэтому
в советское время официозные
деятели любили пообсуждать "рок-поэзию",
а в самиздате писали о балансе
между интересными текстами и
умением, слаженностью игры на
гитарах. От "излишне
политизированного" журнала URЛАЙТ
откалывается КонтрКультUR`а, где UR -
Underground Rock. Этот журнал обсуждает
тему "экзистенциального
андеграунда".
Экзистенциальным
андеграундом называли последнюю,
самую слабую волну независимой рок-музыки.
Самыми яркими ее представителями
являются ГО (Гражданская оборона) и
КОТ (Комитет охраны тепла). Эта
волна определяла свои ценности,
когда "большой" рок
деградировал до акций типа "Рок
против наркотиков", и перестала
быть волной в эпоху "Кинопроб".
Групп в этой волне было не так
много. Существовала социально-музыкальная
формация Инструкция По Выживанию,
которую создал в Тюмени поэт
Мирослав Немиров. Эта группа
известна не только концертами, но и
акциями в духе московских "Мухоморов".
Так как в провинции еще многое
запрещено (1985), то все мероприятия
ИПВ попадают под статью "Антисоветская
деятельность". В Тюмени под
влиянием ИПВ образовалось еще
несколько групп, которые все
вместе называют "сибирским
панком". Их музыка носит
национальные черты, и не случайно
многие из них сегодня углубились в
православие в своем творчестве.
Кроме них, на просторах СССР можно
было иногда встретить более или
менее достойную группу, то есть
такую, которую можно было бы
слушать из-за текстов,
подкрепленных "драйвом",
например, барнаульская "Теплая
трасса" - именно такая группа,
последняя из провинциальных. Те,
кто слушал в девяностых панк-рок,
конечно же, делал разницу между
вышеперечисленными группами и
какими-нибудь Четырьмя Тараканами
или Монгол Шууданом, которые
играли "в стиле панк". Разница
в том, что Трасса пела о человеке и
его месте в этом мире, а Тараканы
исполняли ни к чему не обязывающую
"милую чепуху". То есть именно
в девяностые ПАНК стал
коммерческим продуктом, и быть
панком, "панковать" было модно
среди маргиналов.
Естественно,
что ни в экзистенциальном
андеграунде, ни среди коммерческих
панк-групп не было людей, которые
серьезно разбирались в политике.
Наоборот, считалось, что телевизор
смотреть, а особенно читать газеты
- очень глупо, дурной тон, и
актуальным долгое время оставался
лозунг, спетый Летовым: "Я всегда
буду против!". Хотя тот же Летов
постоянно пел на концертах и песни
типа "КГБ-рок" или "Все идет
по плану" (1988) - главный
антисоветский хит отечественного
панк-рока.
В 1993 году состоялся концерт, а
точнее, акция "Русский прорыв".
Событие акции - разгром ДК им.
Горького панками, которым не
хватило билетов. Акцию
организовала "Лимонка", летом
1994-го концерт повторился в большем
масштабе в "Крыльях Советов".
Лимонка считается среди
анархистов газетой, скорее, правой.
Поэтому все группы, попадающие на
ее страницы, считаются "Фашистскими".
Летов, который называл себя
анархистом и всегда выступал на
концертах со значком @, вновь
собрал группу, распущенную им в 90-м
под впечатлением расстрела Белого
дома, и стал говорить в интервью
"за коммунистов" и "против
демократов". Ни он, ни товарищи
по "Прорыву" до сих пор ни
бельмеса не смыслят в политике, но
считают себя "революционерами".
ГО породила кучу эпигонов и
подражателей, а также подражающих
подражателям, например Отход.
Теперь можно рассказать о самых
последних героях андеграунда. В
Москве под влиянием КонтрКультUR`ы
и сибирского панка в 1992-м
образуется "Всемосковский
патриотический панк-клуб". То,
что происходило в его "стенах"
- отдельная история, но можно с
уверенностью сказать, что его
участники были также бесконечно
политически безграмотны. "Патриотическим"
клуб был назван для красного
словца, и его можно считать скорее
антипатриотическим. Играть на
инструментах по-настоящему почти
никто не может, упор делается на
тексты, так как андеграундная
тусовка к середине девяностых
стремительно деградирует. Круг
слушателей сужается, одна из
основных групп клуба - Резервация -
здесь находит своих новых
слушателей в среде футбольных
фанатов. Группа меняет название на
Банду Четырех и выступает на
правых мероприятиях. Соломенные
Еноты, со своим мощнейшим
антисоциальным зарядом, уходят в
область поэзии, так и не став ни
правыми, ни левыми. Лисичкин Хлеб
совершенно случайно находит своих
слушателей среди анархистов и
радикальных экологов и выступает
на акциях протеста в эколагерях.
Группа Рабочий Контроль создана
позже, но, безусловно, является
левой.
Эти группы образуют движение зАиБИ
и проводят агитконцерты на
индустриальных и транспортных
объектах, а также в промышленных
катакомбах. Вместе с ЛисХлебом РК
является организатором первого и
второго концертов в поддержку
политзаключенных. В 2000 году Хлеб
записывает свой заключительный
альбом, а его участники продолжают
осуществлять различные левые
проекты. Кроме вышеназванных,
довольно ярким событием левого
панка стала группа Адаптация из
Казахстана. Изначально являясь
антисистемной, она попадает под
влияние анархистов и становится
левой. Т.к. Казахстан сейчас
является полицейским государством,
у Адаптации часто нет возможности
дать концерт в своей стране,
поэтому чаще она гастролирует по
России. Уникальным явлением
отечественного панка можно
назвать проект Треп. Я напрямую
связываю Треп и традиции групп
экзистенциального андеграунда. Но
участникам Трепа, в отличие от них,
удалось уйти от гитарного
аккомпанемента к современной
электронной музыке, сохранив
осмысленное содержание.
Отдельная тема в "левой"
музыке - ска-панк и хардкор (конец 90-х).
Можно вспомнить группу с говорящим
названием - Долби систему из Питера.
Что касается этих направлений, то я
не отношусь к ним серьезно, и вот
почему: эти музыканты отказываются
от творческого подхода к своей
деятельности, ставя на первый план
чистую энергию и пропаганду
политкорректных идей: антифашизм,
антимилитаризм, экологизм,
феминизм, антиглобализм, веганство
и т.д. Никаких национальных корней
подобная музыка не имеет. Она
растет из питательной среды
европейских фэнзинов.
Единственное исключение - Deviation из
Беларуси. Правда, и в музыке этой
группы чувствуется плотное
знакомство с польской панк-сценой.
И уж совсем позорные курьезы
возникают при попытках специально
создать сегодня музыкальные
группы, призванные обслуживать
несуществующую "левую сцену" -
тупорылые проекты, собранные
скучными и глупыми людьми,
например "Жидомасоны".
Таким образом, левых групп, то есть
тех, кассеты которых слушают у нас
левые активисты, - раз-два и обчелся.
Вообще-то левые чаще слушают
современную зарубежную музыку. А
вот по-настоящему левых групп,
левых по смыслу, я вообще не
вспомню, кроме, пожалуй, зАиБИ -
группы со своими оригинальными
революционными идеями.
Автор: Дима Модель
Связь с Д. М.: stopcar@mail.ru
|
|
|
:::: Статьи ::::
Панк-рок
в России больше чем панк-рок.
Что
такое АНАРХИЯ?
Как
грамотно рубиться на концерте?
Что
такое Straight Edge? Сделай
это сам (DIY).
:::: Кнопки ::::
|